Понятная метка на этикетке: о чем должен быть предупрежден покупатель
На этикетках продуктов питания производители указывают их состав. Но из этих сведений потребитель чаще всего не может сделать вывод о том, вредная эта еда или полезная. Разбираемся вместе с проектом «20 идей по развитию России», как маркировка позволяет выбирать здоровое питание.
В 2022 году на планете проживает более 1 млрд человек с ожирением, 39 млн из них — дети. Такой статистикой поделилась Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). В одной только России пять лет назад число жителей с диагнозом «ожирение» достигло 1,9 млн человек, это 1,3% всего населения страны. Детей и подростков с лишним весом к концу 2017 года насчитывалось почти 451 тыс.
Как отмечает ВОЗ, повышенный индекс массы тела (ИМТ) — один из основных факторов, способствующих развитию сердечно-сосудистых заболеваний, диабета, нарушений опорно-двигательной системы и даже онкологических заболеваний. Понизить ИМТ и переключить людей на сбалансированное питание — важнейшая задача для властей любой страны, убежден Дмитрий Давыдов, автор проекта «20 идей по развитию России». Главная причина ожирения — энергетический дисбаланс, при котором калорийность рациона превышает потребности организма. Люди набирают избыточный вес, когда при малоподвижном образе жизни покупают продукты с высоким содержанием калорий, сахара и соли.
В ВОЗ предупреждают: если подход к образу жизни и питанию не изменится, то к 2025 году из-за избыточного веса проблемы со здоровьем могут появиться у 167 млн человек — детей и взрослых. Чтобы предотвратить такой сценарий, необходимы меры по исключению из рациона вредных продуктов. Согласно проекту «20 идей по развитию России», достичь этого позволят новые подходы к маркировке продуктов питания. Их необходимо ввести на законодательном уровне, уверен Дмитрий Давыдов.
Меньше знаешь — хуже ешь
В 2016 году Всемирная ассамблея здравоохранения поддержала доклад комиссии по ликвидации детского ожирения. Комиссия, в частности, предложила внедрить комплексные программы, пропагандирующие потребление здоровых продуктов и сокращающие потребление нездоровых.
«Информация по вопросам питания может вводить в заблуждение и быть малопонятной для многих. Поскольку люди и семьи сами определяют свой рацион, необходимо предоставить населению возможность делать более правильный выбор в отношении того, что есть и чем кормить детей», — говорится в докладе.
Сделать этот правильный выбор обычному человеку бывает крайне непросто. Значительная часть населения (29%) в принципе не интересуется информацией о здоровом питании. Об этом говорят итоги организованного Росстатом выборочного наблюдения рациона питания россиян в 2018 году, в нем приняли участие 96,4 тыс. респондентов из разных регионов.
Чтобы сделать вывод о пользе или вреде продукта, покупателю требуются специальные знания в области химии и диетологии
Не помогает — а чаще даже больше запутывает — информация на этикетках, которую потребителям настоятельно рекомендуют изучать. Чтобы сделать вывод о пользе или вреде продукта, покупателю требуются специальные знания в области химии и диетологии. В среднем 22,1% россиян в возрасте от 15 до 24 лет считают, что чтение этикеток занимает слишком много времени; 10,1% людей в возрасте от 25 до 64 лет не верят этикеткам; 15,9% людей старше 65 лет вообще не понимают значение информации на упаковке.
Проблема становится максимально наглядной, если проанализировать объемы потребления добавленного сахара.
Приторная жизнь
Добавленный сахар — это сахара и сиропы, которые добавляют в продукты во время их обработки или переработки. Например, лактоза в молоке или фруктоза во фруктах к ним не относятся. А вот сироп, которым сдобрили йогурт или пирожное, считается добавленным сахаром.
По рекомендациям ВОЗ доля добавленного сахара не должна превышать 10% от калорийности суточного рациона человека. Считается, что взрослый человек должен употреблять не более 30 г добавленного сахара в сутки. Это примерно полторы столовых ложки. Норма для детей от 7 до 10 лет составляет 24 г, для детей от 4 до 6 лет — 19 г.
Цифры не кажутся значительными, если не взглянуть на примеры. В частности, в одной банке газировки объемом 0,33 л содержится около 40 г добавленного сахара. Это на 10 г превышает суточную норму для взрослого и в два раза больше нормы для ребенка. По данным Росстата, именно дети в России являются главными потребителями сладких газированных напитков. В 2018 году такие напитки ежедневно или несколько раз в неделю употребляли 8,9% взрослых и 13,9% детей.
По рекомендациям ВОЗ доля добавленного сахара не должна превышать 10% от калорийности суточного рациона человека
Казалось бы, чтобы вычислить слишком сладкие продукты, достаточно почитать этикетку. Но все не так просто: добавленный сахар может скрываться под самыми разными названиями. Декстроза, нектар агавы, левулоза, инвертный сироп, цуканат, мальтодекстрин — это лишь часть терминов, с помощью которых обозначаются все те же сахара. Выходит, что во время похода в супермаркет родителю необходимо вооружиться не только лупой и калькулятором, но и словарем.
Допустим, многие родители знают о чрезмерном содержании сахара в газировке и стараются нечасто покупать ее детям. Однако добавленный сахар прячется в самых неожиданных продуктах. Например, в столовой ложке кетчупа скрывается чайная ложка сахара. И кетчуп не один такой: согласно информации на сайте Центра гигиенического образования населения Роспотребнадзора, почти 75% продуктов, продаваемых в магазинах, содержат добавленный сахар.
На борьбу с хитростью маркетологов, заставляющих потребителей делать неосознанные покупки, приходит маркировка нового типа — яркое и однозначное предупреждение о свойствах продукта.
О пользе ярлыков
Внедрение системы маркировки на лицевой стороне продуктов вошло в перечень рекомендаций комиссии ВОЗ по ликвидации детского ожирения. Маркировка представляет собой легко читаемое предупреждение о высоком содержании в составе некоторых компонентов, например сахара или насыщенных жиров. Несколько стран успешно используют подобные системы.
Во Франции, Германии, Испании, Бельгии, Швейцарии и нескольких других европейских странах работает система Nutri-Score («Нутрискор»). Она представляет собой знак из пяти латинских букв на разном фоне. Буква А на зеленом означает выбор для правильного питания, буква Е на красном — не лучший вариант для покупки. Есть и промежуточные варианты под буквами B, C и D на салатовом, желтом и оранжевом фоне соответственно.
Читайте также
Мексиканцы ориентируются на черные стоп-сигналы с текстом «Избыток соли» или «Избыток сахара», а жители Австралии и Новой Зеландии узнают о полезности продуктов благодаря звездочкам на упаковке.
Показателен опыт Чили, который приводит в своем проекте «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов. В 2016 году производителей пищевой продукции в этой стране обязали ставить на товары маркировку о содержании вредных веществ. Метки в виде черных многоугольников стандартны для всех продуктов; на одной упаковке их может быть от одной до четырех в зависимости от объема насыщенных жиров, сахара, натрия и калорий.
Черный — цвет траура, черным традиционно обозначают что-то негативное. В Чили задействовали этот ассоциативный ряд, чтобы на уровне эмоции передать невербальное сообщение покупателю: «Много черных многоугольников — угроза для здоровья, а может, и жизни».
В качестве дополнительной меры власти страны запретили продажу вредной еды в школах и детсадах, а также адресованную детям до 14 лет рекламу продуктов, содержащих хотя бы одну такую «черную метку».
Во многих странах такой запрет прописан максимально подробно: в частности, производители не имеют права использовать в рекламе анимацию, маскотов или любых других персонажей, которые нравятся детям, — не только выдуманных, но и реальных. Например, в рекламе вредной еды запрещают сниматься спортсменам и знаменитостям.
Незаметный «Светофор»
В 2018 году Роспотребнадзор предложил маркировку пищевых продуктов под названием «Светофор». Речь шла об индикации содержания «критически важных с точки зрения здорового питания веществ», наносимой производителем на упаковку. По аналогии с британской маркировкой «Светофор» выделяет красным высокое содержание одного или нескольких веществ, желтым — среднее, зеленым — низкое.
Но обнаружить цветные указатели на продуктах в супермаркетах страны крайне сложно. Все потому, что предложенная Роспотребнадзором маркировка — добровольная, и многие производители принимают решение не в пользу системы «Светофор». Опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения показал, что об инициативе Роспотребнадзора ничего не знали 57% населения.
Незначительная огласка и сопротивление производителей замедляют внедрение в России маркировки, необходимой для спасения людей от лишнего веса.
Понятная метка
Автор проекта «20 идей по развитию России» уверен, что внедрение обязательной маркировки продуктов питания должно быть реализовано на законодательном уровне и касаться всех производителей. «Предупреждающие этикетки должны быть крупного размера и размещены на лицевой стороне упаковки», — уточняет Дмитрий Давыдов. По его замыслу, о высоком содержании сахара, насыщенных жиров, натрия и калорий будут говорить круглые черно-белые знаки с текстом и соответствующим изображением.
«Она [маркировка] должна стать более подробной, определенной формы: понятная, читаемая и обязательная для всех продуктов. Когда население начнет выбирать печенье не только по цене, но и по питательной ценности, количество людей с ожирением и хроническими заболеваниями у нас снизится. Но для того, чтобы это выполнить, нужна политическая воля, это должно быть государственной мерой по защите здоровья граждан», — подтверждает руководитель Национального исследовательского центра «Здоровое питание», профессор МГУ Олег Медведев.
Предупреждающие этикетки должны быть крупного размера и размещены на лицевой стороне упаковки
Дмитрий Давыдов предлагает полностью исключить подобные продукты из программы школьного питания, а также существенно ограничить рекламу маркированных продуктов. Здесь можно воспользоваться примером других стран, которые запрещают проводить конкурсы, направленные на повышение продаж вредных продуктов, например, собирать крышки от газировки или пустые пачки чипсов. Подобные розыгрыши призов подталкивают покупать больше вредной еды и тем самым напрямую вредят здоровью.
Снизить привлекательность еды с неблагоприятным для здоровья детей профилем питательной ценности можно и благодаря родителям. Подчас они реагируют на формулировки вроде «источник витаминов» и «улучшает пищеварение», которыми иногда сопровождают рекламу вредных продуктов. Дмитрий Давыдов предлагает запретить подобные конструкции в рекламе, чтобы у родителей не формировался положительный образ вредной для здоровья еды.
Оказав законодательную поддержку этим предложениям, власти достигнут сразу нескольких результатов, отмечает Давыдов. Покупатели станут более информированными, смогут без труда отличать более полезные продукты от тех, что лучше оставить на полке супермаркета. Производители, в свою очередь, будут мотивированы изготавливать более здоровую пищу. Главным результатом перемен, подчеркивает Дмитрий Давыдов, станет улучшение здоровья и сокращение смертности от сопутствующих ожирению заболеваний.
Источник: https://www.rbc.ru