В Санкт-Петербурге фуд-холлы растут как грибы
По данным консалтинговой компании Knight Frank St. Petersburg на сентбрь 2023 года, в Петербурге в формате фуд-холлов работают 11 объектов общей площадью более 30 тыс. кв. м. На разной стадии реализации находится еще 12 проектов площадью около 50 тыс. кв. м. В отличие от фуд-кортов, где люди обычно едят и отдыхают во время шопинга, в фуд-холлы приходят специально, чтобы попробовать новые блюда, пообщаться с друзьями, а наличие событийных площадок с разными мероприятиями в ряде проектов делает их полноценным местом развлечений, отмечают эксперты Knight Frank.
В 2022 году открылись четыре фуд-холла: Vilka в Кудрово, Balagan на Петроградской стороне и «Московский рынок» на улице Решетникова, «Фуд Парк Норд» в торговом центре «Норд». На высокой стадии готовности находится крупнейший в стране фуд-молл Vokzal 1853, а также проекты в ТЦ «Пик» и в многофункциональном проекте «Фабрика» на Кирочной улице. Емкость рынка фуд-холлов в Петербурге ограничена количеством уникальных ресторанных концепций. В случае реализации всех анонсированных проектов объем рынка вырастет в три раза и, возможно, уже к 2025 году достигнет насыщения, особенно в центральной части города. В Петербурге первым фуд-холлом стало пространство «Бутылка», открывшееся в 2017 году в Новой Голландии. А в 2019 году появился Василеостровский рынок. Но бума нового формата в Петербурге не случилось из-за пандемии. Однако девелоперы не отменили свои планы, а лишь перенесли сроки открытия. Новый формат в Северной столице развивается сразу в нескольких направлениях. С одной стороны, в рамках торговых центров, – первым таким проектом стал открывшийся в 2019 году Eat Market в ТЦ «Галерея».
С другой стороны, пространства общественного питания открываются в модернизированных зданиях сельскохозяйственных рынков, где зачастую посетителям предлагается сочетание фуд-пространства и мест классической торговли продуктами с прилавка. В формате фуд-маркета в Петербурге уже несколько лет работает Василеостровский рынок, а в августе 2022 года в тестовом режиме открылся Московский рынок. Девелоперы также анонсировали планы по превращению в современные фуд-пространства Торжковского и Сытного рынков. Эксперты Knight Frank разделили фуд-холлы на три группы:
Классический формат площадью от 1000 до 5000 кв. м, где представлены разные уникальные ресторанные концепции.
Фуд-моллы площадью от 10 тыс. кв. м, что и отличает их от классических фуд-холлов. Пока в городе нет действующих проектов такого формата, но на стадии строительства находится Vokzal 1853.
Фуд-маркеты, сочетающие в себе ресторанную функцию и рынок. Из действующих в городе – Василеостровский и Московский рынки.
Как отмечают в Knight Frank, основные посетители фуд-холлов в центральной части города – туристы, студенты, сотрудники офисных центров, местные жители. В спальных районах города – преимущественно жители ближайших домов. Целевая аудитория сильно влияет на выбор концепции – на окраинах меньше экзотики и больше классических форматов, – также чаще встречается не классический фуд-холл, а фуд-корт с элементами фуд-холла.